Чего только не предлагает нам рынок! Глаза разбегаются от ярких, красивых вещей! Рука сама тянется к кошельку, особенно если с нами рядом сынишка или маленькая внучка. Хочется порадо­вать малыша причудливой шапкой с ушками или но­выми рукавичками.

Ну, а если кошелек наш тонковат тоже есть выход: идём в магазин «Сэконд-хэнд», там ведь за очень небольшие деньги можно найти доброт­ные и красивые вещи, порой превосходящие качеством рыночные броские однодневки. Купленную вещь тут же примеряем сами, надеваем на малыша…


Через какое-то время вдруг замечаем, что мы стали хуже себя чувствовать, начались неприятности дома или на работе; а наш малыш стал не в меру кап­ризный, плохо спит. Конечно, нам и в голову не придёт связывать эти события с недавней покупкой. А между тем…

 

Моя подруга — столичная журналистка рассказала мне, а затем и описала в одной московской газете случившееся с её приятельницей. Женщина купила в «Сэконд-хэнде» шубку из Германии. Покупкой не могла нарадоваться: красивая, тёплая, абсолютно новая на вид, а цена — в три раза ниже магазинной. Но всё-таки прежде чем надеть, отдала шубу в химчистку — вдруг в мехе какие-нибудь насекомые водятся, были уже такие случаи с дарами из-за рубежа. После химчистки оказалось, что подкладка шубы измялась, и новая хозяйка дорогой вещи включила утюг. Провела им по блестящему шёлку и обомлела: под свежевыглаженной полоской проступила надпись на русском языке: «Будь ты проклята».

Кто, как и зачем отправил это послание из Германии в Россию, вы­яснить невозможно. Наша соотечественница сменила у своего приобре­тения подкладку, но так и не носит шубу — говорит, не хочется на нее смотреть.

А ведь выход есть! Он — в православном молитвослове. Там есть «Молитва на освящение всякой вещи». Всякой! Это значит, что христи­анин не только может, но и должен освятить каждую новую вещь, каждое приобретение — покупку, находку, подарок. Нехорошо, конечно, подо­зревать каждого, кто продал или, тем более, подарил нам что-то, в злом умысле. Да ведь и не нужно! Прежде чем попасть к нам в дом, любая вещь, от одежды до погремушки, прошла через столько рук! Она была на фабрике-изготовителе, в посреднических фирмах, в тран­спорте при перевозках, в магазинах, в многообразной торговой суто­локе. Совсем не обязательно, чтобы кто-то умышленно наслал на нашу покупку проклятие — случай с москвичкой уникален. Но можно с уве­ренностью утверждать, что подавляющее большинство вещей изготавли­валось не с молитвой на устах, как требуют строгие правила христиан­ских подвижников, а под звуки мирские: кто-то ругался, кто-то рас­сказывал скабрезный анекдот… Пока чепчик дошёл до нашего новорож­дённого малыша — сколько он «наслушался», сколько впитал в себя, как теперь говорят, «отрицательной энергии»! А мы его — на крошечную го­ловку. И гадаем потом: что же так беспокоит малютку? ведь в роддоме сказали: здоров. Ну да, наверное, сглаз, надо к бабке на отчитку. После бабки — еще хуже стало, теперь что делать?

Про «отрицательные энергии», которые теперь «открыли» разные ясновидящие экстрасенсы, наши давние-давние предки хорошо знали. Только называли их проще: бесовщина. Любое скверное слово, любая непотребная шутка и уж, конечно, сознательно направленные во вред магические заклинания, волхования, чародейства — всё это бе­совщина, всё от лукавого. Поэтому и включена в большинство правос­лавных молитвословов молитва, которую надо бы всем знать, как «Отче наш». А пока — выписать себе на листок и повесить над столом. При­шли домой, разложили на столе покупки, перекрестились и читаем: «Создателю и Содетелю человеческого рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечного спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небес­ного заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь». И с этими словами трижды окропляем вещи святой водой, кото­рая обязательно должна быть в доме.

На освящение купленных продуктов нет специальной молитвы: но каждую трапезу следует предварять чтением молитвы «Отче наш». Однако не всегда мы обедаем, чинно сев за стол. Часто и на ходу пере­хватываем что-то, и дети, если не приучены с пеленок, жуют, сидя у телевизора, без молитвы. Поэтому многие духовники советуют купленные продукты также сразу окроплять крещенской водой. Пусть они будут в консервных банках или иных упаковках — благодать Господня — всеосвящающая, для неё нет границ и преград.

Кто хотя бы однажды обедал в монастыре, обязательно с удивле­нием отмечал, что пища там необыкновенно вкусная, хотя приготовлена из самых простых продуктов, без изысков и приправ, особенно в дни поста: плавают в миске картошка да морковка, еще крупа или горох, и даже постным маслом не заправлено — не положено монахам в пост и этого «утешения братии», как пишется в уставе о послаблении пос­та в праздничные дни. А вкусно — ел бы и ел. Дома ни за что из тех же продуктов такого не сваришь. А секрет прост — молитва. Мы, гото­вя обед, прикрикиваем на детей, слушаем радио, а то и выясняем от­ношения с мужем, а они, в монастыре, зажигают плиту от неугасимой лампады. В Троице-Сергиевой лавре, например, в любую погоду, в те­мень, в дождь, в гололёд идёт монах в собор, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, молится там, зажигает свечечку от лампады над ракой с мощами и несёт ее через огромный монастырский двор на кухню. Там, тоже с молитвой, зажигают печь, да так и поют псалмы и песнопения, пока пекутся просфоры и варится суп. И в дру­гих монастырях так. Вот и выходит монастырский хлеб вкуснее фирмен­ных пирожных. А что нам мешает? Конечно, не монахи мы. Но ведь «Господи, помилуй» каждый знает. Чистим картошку — а в уме: «Гос­поди, благослови!» Засыпаем крупу — «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Все продукты заложили — перекрестили кастрюлю: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» Поначалу непривычно, вроде как неловко будет — это лукавый нас от доброго дела оттаскивает. Но если приучим себя жить с молитвой, в доме у нас поселится мир и покой.